Вчера не догонишь, а от завтра не уйдёшь

Слава богу, понемногу стал я разживаться, продал дом, купил ворота, буду запираться

Previous Entry Поделиться Next Entry
Ян Палах, жертвоприношение?
anna_fedorovna
Ян Палах и вопросы
Несколько дней в Чехии идут поминания поступка Яна Палаха, даже можно сказать празднования, торжества. Прошло 45 лет с того времени. Встречи, собрания, передачи, воспоминания сверстников, книги, фильмы, документальные кадры, посмертная маска, красиво обрамлённая пламенем фотошопенная фотография, памятник, концерты в память, основание музея, переименование чего-нибуль, шествия, официальный день памяти, рассуждения церковных представителей о жертвоприношении ... С каждым годом всё шире и глубже. Ощущение сотворения легенды прямо на глазах. Высказать вслух иное мнение уже никто не решается. Икону пачкать не позволено. Никто не смеет сомневаться в незапятнанной чистоте помыслов и высоте духа. Человек принёс себя в жертву народу. Кощунствовать запрещено.
А вопросы есть.
- Допустимо ли делать народным героем человека, который пытается нечеловеческим поступком изменить ход истории?
Поступок, близкий к фанатизму. Попытка что-то "исправить" в мире некоторым экстремальным действием. Ярким, демонстративным, одиночным. Соло-выступление героя. Сжечь себя, взорваться с бомбой на теле в толпе людей, застрелить президента, самолёт в здание ...

Не существенно, что в данном случае человек физически погубил только себя, выбрал такой вариант. Важно, что он принадлежит к классу людей, которые в принципе могут пойти на нечто безумное губительное. И там уже никаких гарантий. Дело случая, какая идея совьёт гнездо в их голове и какой вариант демонстративного действия они выберут в результате. Нет принципиальной разницы между бомбой на теле и канистрой бензина в руках.
Фанатизм страшен в любом виде.
- Сколько в основе того поступка было неосознанного желания подтвердить фактом своё внутреннее ощущение героической личности? Звучит цинично, но это правда. Миф о герое и ореол мученика красивее, но фальшивы.
Каждый, кто желает прославиться своим поступком на века, должен знать, что потребуется что-то совершенно из ряда вон выходящее в данном районе и времени. Чем сильнее поступок, тем подозрительней. Кто реально хочет улучшить жизнь - делает дело. Демонстративные поступки "во благо народа" - удел высокомерных личностей. Народ они считают много ниже себя, на народ им совершенно наплевать. По сути посыл в их поступке такой: "Вы не можете, смотрите, как я зато могу!" Такой поступок оскорбителен для народа, но обычно этого никто не осознаёт, хотя неудобство чувствуется. Людям не по себе, "он смог, а я бы нет."
Желающий вознестись над народом обычно подкладывает под свой поступок некую сильную идею. И обычно искренне сам в неё верит. Вживается. Реально видит себя героем, спасающим человечество. Хотя единственным результатом оказывается только собственная слава.
Простодушный не скажу кто, сжёгший храм, единственный мне известный, кто прославился без идеи. Честно сознался, что хотел славы. Любого качества. Хватило бы ума объяснить свой поступок некими высокими соображениями о благе народа, сейчас бы в виде иконы в храмах висел. Те, кто с идеей "благо народа", те хотят славы высшего сорта. Недостаточно, чтобы их просто помнили, их должны помнить с глубокой благодарностью, почтением и благоговением перед их недосягаемой высотой духа. И поступок их должен получить звание подвига.
Все эти идейные борцы, революционеры, бросатели бомб в царей ... Издали действительно для доверчивого народа выглядят героями. Их внутреннее ощущение себя великими требует внешнего подтверждения. Что может привести их в тюрьму, на гильотину, в могилу. И только тем, кто вступает с ними в близкий контакт, постепенно открывается их сущность. Только ближайшие родственники видят, что представляет собой человек на самом деле. Для остального мира он будет окутан ореолом славы. Несправедливой, но никто об этом не узнает. Родственники будут молчать, не посмеют пойти против народного мифа, их затопчут иначе.
- Поступки менее демонстративные, но столь же самоубийственные по сути, имеют право на обозначение "героические"? В тюрьму на 20 лет например.
- Если бы врачи спасли, считался бы героем?
- Тот, кто повесился, а не сжёг себя, тоже герой?
- Почему только он, были и другие. Они не герои?
- Сейчас настроения безысходности в стране Чехия не слабее, чем тогда. Есть вешаюшиеся, стреляющиеся. Если кто себя сожжёт, будет героем? Если кто выйдет туда же к началу Вацлавской площади и застрелится на глазах у всех, он герой?
- Допустимо ли вообще делать народным героем самоубийцу?

?

Log in